НАЧАЛАСЬ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА!
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК.
Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения Предстоятель Церкви.Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК!
Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).
В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В эти дни, напоминал пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них — нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называет уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил», «Нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних». «Только тогда, – говорил Святейший, – придет особая пасхальная радость».
В ЧЕТВЕРГ Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому, что люди приходят, исповедуются и причащаются.
День ВЕЛИКОГО ПЯТКА посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого Пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста и великой скорби (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи).
В конце вечерни Великой Пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб.
В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Великая Суббота – это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас».
Седмицы перед Великим постом
Седмица (о Закхее). Последнее воскресение перед подготовкой к Великому посту.
В течение этой недели нужно поступать по примеру Закхея, человека, которого Иисус удостоил своим вниманием. Это значит, что у людей должно появиться свободное волеизъявление, что позволит им духовно приблизиться к Господу. В Писании говорится, что Закхей был ограниченным и грешным человеком, но его вера, твердая воля и огромное желание быть праведным победили темную сторону его естества.
Первая подготовительная Неделя к Великому посту.
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Своё название эта Неделя получила оттого, что на Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14). А молитва мытаря («Боже, милостив буди мне грешному») принята Церковью как общеупотребительная. Кроме того, в знак обличения горделивого, неправедного поста фарисея в среду и пятницу этой седмицы отменяется пост (сплошная седмица).
Вторая подготовительная Неделя к Великому посту.
На воскресном богослужении читается евангельская притча о блудном сыне (Лк., 15, 11-32). Отсюда и название – Неделя о блудном сыне. В притче повествуется о юноше, получившем от отца часть причитающегося ему наследства и ушедшем из дома, чтобы получить независимость, узнать настоящую жизнь. В результате сын теряет имение. Осознав свою нищету, он со страхом возвращается домой. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принимает его с радостью и милосердием.
Притча эта глубоко символична. Под отцом здесь разумеется Бог, а блудный сын – кающийся грешник. На такого сына похож всякий человек, который душой удаляется от Бога и предаётся своевольной жизни, грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, способности), полученные от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу покаяние, со смирением и надеждой на Его милосердие, Господь прощает ему все беззакония и возвращает свои милости и дары.
Третья подготовительная Неделя к Великому посту
Третий подготовительный воскресный день имеет название Неделя о Страшном Суде, или Мясопустная. На Божественной литургии читается Евангелие о Суде, на котором Бог будет судить живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предавались беспечности и нерадению о своём спасении. Так Церковь подводит нас духовно к той грани, которая отделит время от вечности.
Накануне, в субботу Мясопустную, которая также называется Вселенской родительской субботой, Церковь молится о всех умерших. Торжественное поминовение усопших приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и, вместе с тем, служит выражением полноты церковной жизни. Общение с умершими через молитву (поминовение) выражает наше единство в Церкви Христовой.
Последняя седмица перед Великим постом имеет название Масленица (или сырная), т.к. в пищу употребляются лишь молочные продукты. Сырная седмица – это преддверие Великого поста. Церковь называет её «светлым предпутьем воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому христианам не следует предаваться масленичным разгулам, мирским развлечениям и забавам. Не стоит забывать, что Масленица – скорее народный, языческий, обрядовый праздник.
В среду и пятницу этой седмицы уже не совершается Божественная литургия, а во вторник на вечернем богослужении впервые читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».
Четвёртая подготовительная Неделя к Великому посту
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (т.к. в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или воспоминанием Адамова изгнания, или Прощёным воскресеньем. Завершается подготовительный период трёх недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница.
В это воскресенье на богослужении вспоминается изгнание из рая праотца Адама, нарушившего Божественную заповедь послушания. Человек был предназначен для жизни в раю, но грех лишил его этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Но Христос отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним. Наша жизнь является паломничеством к Небесному Отечеству. В начале поста мы уподобляемся Адаму, пост же освобождает нас от порабощения греху.
Пост не должен быть показным, лицемерным. Главное условие поста – прощение обид. Поэтому после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем.
Так, постепенно Церковь готовит верующих к Великопостным седмицам. Постепенность эта связана с нашей телесной и душевной немощью и, вместе с тем, указывает на милосердие Божие. Церковь призывает отвергнуть фарисейскую гордыню, напоминает о смирении и покаянии, показывает пример неисчерпаемого Божия милосердия ко всем покаявшимся грешникам, побуждает молиться за всех усопших сродников. Это должно послужить духовным примером для нас и поддержать во время великопостного пути.
Седмицы Великого поста
Первая «Торжество православия»
Олицетворяет победу над ересью относительно иконопочитания. Когда-то византийский правитель запретил почитать иконы, поэтому многие из них подверглись уничтожению. Однако уже через четверть века был проведен сбор при поддержке Императора Константина, в ходе которого запрет был отменен.
Вторая «Григория Паламы»
Этот епископ считается победителем одного из самых ожесточенных богословских споров во всей истории православного христианства. Суть спора сводилась к тому, чтобы объяснить, какая связь имеется между миром и его создателем – Господом.
Третья «Крестопоклонная»
Является центральной седмицей поста. Ее название связано с выносом из алтаря креста, украшенного различными цветами и растениями. Этот объект почитания водружают в середине храма, а заносят обратно только в пятницу следующей седмицы.
Четвертая «Иоанна Лествичника»
Церковь ставит людям в пример преподобного праведника Иоанна Лествичника, который вел исключительно постническую жизнь. Сын святых родителей (Марии и Ксенофонта) все годы своей сознательной жизни пребывал в монастыре, проводя время в молитвах, обращенных к Господу.
Пятая «Марии Египетской»
Эта удивительная история преподобной праведницы Марии читается наиболее ярким примером того, как люди, соблюдая пост и уповая на Бога, с его помощью могут впустить в свою жизнь Божественный свет. Эта история показывает, что даже из самых тупиковых в духовном плане ситуаций есть выход, если правильно поститься и молится.
Шестая «Вход Господень в Иерусалим»
Название седмицы обязано греческому слову «вайи». Именно так называют пальмовые листья. Ими была устлана дорога, по которой проезжал Христос за 7 дней до своего Распятия на кресте. Эта неделя считается одновременно и печальной и праздничной.
Седьмая «Страстная»
Данная седмица занимает особенное положение в периоде всего поста. Предшествующие ей 4 недели (Четыредесятница) приурочены к 40 суткам, проведенным Иисусом в пустыне. А эта седмица является периодом, когда православные вспоминают о последних днях земного существования Христа.